Спортивная медицина как наука начала свое зарождение совместно с ЛФК. Два неотделимых процесса физическая культура и спорт, все же имеют разные конечные цели. Несомненно, оба метода решают вопросы профилактики заболеваемости, укрепления здоровья, наращивания жизненного потенциала, но, при ближайшем рассмотрении, первый нацелен на полное или частичное восстановление функции, второй на повышение физической работоспособности. В понятие спортивная медицина также включены методы мониторинга и врачебного контроля, определение работоспособности и функционального состояния спортсменов, предупреждение заболеваемости и травм, оценка физической подготовленности (тренированности) у лиц данной категории, решение вопросов о наиболее подходящем режиме тренировок в процессе и во время реабилитационных мероприятий, подбор наиболее подходящего вида спорта для детей, устранения неблагоприятных условий физического воспитания. Эти и многие другие задачи стоят перед лечебно-физкультурными диспансерами, кабинетами врачебного контроля в поликлиниках, на стадионах, ВУЗах и др.
Роль спортивного врача в процессе подготовки к тренировке и в управлении тренировочным процессом огромна. На основании конкретных медицинских данных и динамических наблюдений за спортсменом врач дает тренеру объективные данные для планирования тренировочного процесса и рационального проведения занятий. Совместная работа врача и тренера — это основа эффективности учебно-тренировочного процесса. Она охватывает все его звенья: отбор, допуск, спортивную ориентацию, контроль за здоровьем, предупреждение и выявление заболеваний и травм, диагностику тренированности и контроль за ее динамикой, предупреждение переутомления (перетренированности), контроль за переносимостью тренировочных нагрузок, за режимом отдыха, питания и др.